Кейсы и отзывы пользователей — как продвигать бизнес с помощью Pressfeed
Компания AIC хорошо известна на рынке как агентство сервисного дизайна. Она разработала онлайн-ресурс «Госуслуги» и создавала сервисы для крупнейших российских банков и ритейлеров. В 2020 году руководство решило сменить вектор бизнеса — перестать делать акцент на дизайн и сместить его на диджитал-консалтинг. Как изменить представление о компании у целевой аудитории с помощью разных PR-инструментов, рассказывает Елена Винокурцева, PR-директор бренда.
До 2020 года в своей стратегии пиара и маркетинга компания делала акцент на дизайн: в блоге, в социальных сетях, в отраслевых медиа большинство тематик, на которые говорили представители AIC, было посвящено UX, дизайну, проектированию и UX-исследованиям.
Однако в процессе создания сервисов команда AIC наработала сильную экспертизу в в цифровом бизнесе, методах улучшения бизнес-показателей и подходах к развитию стратегий в онлайне. Ведь чтобы провести digital-трансформацию бизнеса, необходимо сначала изучить будущего пользователя, понять рынок, погрузиться в мир заказчика, собрать множество данных. Все это привело к тому, что в 2020 году компания решила сменить акценты в позиционировании и сделать упор на диджитал-консалтинг. Мы хотим уйти от образа «лучших в сервисном дизайне» и стать «лучшими в диджитал-консалтинге».
Несмотря на то, что digital-каналы многих финансовых и государственных организаций России созданы руками AIC, мы практически заново знакомимся со своей аудиторией и с начальных этапов выстраиваем свою репутацию на digital-рынке.
При запуске нового бизнес-направления или смене имиджа бренда, важно использовать максимум разных каналов для коммуникации с целевой аудиторией. Мы так и делаем, и наши основные каналы продвижения на данный момент — публикации в СМИ, вебинары, таргетинг, рассылки, SMM, ebooks и прочее.
Однако прежде всего мы фокусируемся на сотрудничестве с крупными деловыми медиа, поскольку нам нужны их охваты и бизнес-аудитория. Если раньше в рамках коммуникаций выбирались более отраслевые ресурсы, то сейчас наша задача — регулярно публиковаться в «РБК», «Коммерсантъ», «Ведомости» и другие топовые СМИ. В деловых СМИ доказываем свою новую ценность через рассказ об исследованиях пользовательского опыта, ключевых практиках — Data-аналитике, анализе бизнеса. Мы показываем, как помогаем бизнесу развивать дифференцированный опыт работы с клиентами, выстраивая с ними конструктивный диалог. Такие компетенции обычно не ассоциируются с дизайн-агентством, а мы хотим, чтобы именно эти понятия появлялись в голове, когда речь идет об AIC.
Итак, мы стали работать с деловыми СМИ и транслировать через них новые месседжи. Один из ярких примеров — статья для «РБК Pro», в которой мы разобрали, как создать идеальный сервис для доставки лекарств. Это первый заход на фармрынок, и мы решили использовать актуальный сейчас повод — закон, разрешающий дистанционную торговлю лекарствами. Команда AIC потратила месяц на проведение исследования и разработку концепции онлайн-сервиса.
Редакция «РБК Pro» заинтересовалась исследованием и опубликовала его. В этом тексте мы сделали упор не на дизайн, а на то, как именно люди покупают лекарства, какой функционал должен быть у сервиса и почему именно такой. В конце статьи мы даем конкретные рекомендации, что необходимо фармбренду, чтобы разработать собственный сервис или приложение.
На «РБК Pro» также вышли материал с рекомендациями бизнесу, как проводить исследования силами собственной команды, и кейс концерна «Калашников», для которого мы делали дизайн-систему (опять же с упором на аналитику).
Кроме того, мы начали часто давать комментарии для крупных бизнес-СМИ через сервис журналистских запросов Pressfeed. Это платформа, на которой представители редакции выкладывают запросы на поиск экспертов, которые могут высказать свое мнение на ту или иную тему. Каждый день на сервисе размещено примерно 300-350 «объявлений» от разных журналистов. Наша задача — выбрать релевантную тему в релевантном СМИ и ответить до окончания дедлайна. Если журналист посчитал ответ ценным, то он поставит комментарий в свою статью.
Регистрация на Pressfeed бесплатная, но на базовом аккаунте действуют ограничения. Например, разрешено отвечать только на 3 запроса в месяц, нельзя пользоваться внутренними чатами с журналистами и формировать подписки по ключевым словам, темам, СМИ. К тому же пользователи платных аккаунтов видят все запросы на несколько часов раньше, чем остальные. Для эффективной работы эти ограничения, конечно, мешают, поэтому мы подключили pro-аккаунт.
Мы мониторим сервис ежедневно, и если есть тема, в которой можно проявить бизнес-экспертизу компании, и это топовое издание, то быстро реагируем на запрос.
Например, для «Секрета фирмы» писали комментарий о том, как трансформируются торговые центры после пандемии.
Важно, что теперь мы всегда называем себя «консалтинговой компанией».
Комментарий для «Секрета фирмы»
Или же отправляли комментарий для «РБК» на тему финансов — все-таки финансовый сектор остается для нас основополагающим.
Руководитель практики «Финансы» высказался по поводу криптовалют. Вновь обратите внимание, что мы обязательно обозначаем, что AIC — это digital-консалтинговая компания.
Также через Pressfeed мы сотрудничали с журналистами из «Российской газеты», «Банковского обозрения», «ФедералПресс» и другими.
Конечно, полноценные статьи от лица экспертов AIC более явно демонстрируют позицию компании, но комментарии тоже играют свою роль — даже небольшое упоминание, особенно в крупных популярных медиа, делает вклад в узнаваемость и имидж бренда. Так что обязательно общаться с журналистами напрямую, а параллельно смотреть, что интересного появляется на Pressfeed.
Как я уже сказала, теперь в приоритете издания первого эшелона. Чтобы не пропускать запросы от них, можно сформировать подписку по конкретным изданиям:
Как только одно из этих изданий опубликует запрос, на почту придет уведомление об этом.
Чтобы разместить материал в принципе в любом издании, нужно выстраивать с журналистами партнерские отношения, а не занимать «просящую» позицию. Работа с редакцией должна быть построена по принципу win-win. У вас — интересный для целевой аудитории контент, у журналиста — возможность опубликовать его и привлечь читателей.
Когда случается творческий кризис, а идея для контента никак не приходит в голову, то помогает Pressfeed. Заглянув в ленту запросов, можно получить полное представление о трендах и понять, чем еще неделю-две будут «жить» журналисты.
Кроме того, важно не просто стучаться в издание, а выходить на конкретного человека, который пишет на определенные темы. Тогда будет проще договориться. Такая академическая истина для любого пиарщика: журналисты очень не любят, когда к ним приходят с предложением материала, даже не удосужившись изучить их бэкграунд или хотя бы прочитать пару последних материалов.
Обычно я предлагаю журналисту готовые темы и подробный план будущего материала. Сотрудник редакции смотрит и сообщает, что было бы ему интереснее. Иногда бывает, что материал уже полностью готов, и тогда я прикидываю, кого из моих контактов может заинтересовать этот текст, и питчу журналиста.
Журналисту можно написать во внутренних чатах Pressfeed. Для этого нужно зайти на страницу конкретного издания на сервисе, например, РБК Pro:
Под запросами будет список верифицированных журналистов этого ресурса:
Выбирайте того, кого считаете самым подходящим и пишите ему личное сообщение. Он ответит, подходит материал или нет.
Сейчас основная задача — наработать стабильное количество упоминаний бренда в контексте digital-трансформации и консалтинга. Кстати, это нам уже начинает удаваться, это видно по облаку слов из системы мониторинга.
Если еще в марте было всего 35-38 упоминаний AIC в социальных медиа (онлайн-СМИ, блоги, форумы, мессенджеры, соцсети), то теперь уже в среднем бывает по 250-290 в месяц. Мы считаем не только количество публикаций, но и смотрим контекст этих упоминаний и обращаем внимание на тональность.
Что важно для нас при оценке публикации:
Дальше будем нацеливаться на увеличение доли упоминаний в медиа по сравнению с ближайшими конкурентами, которые также занимаются консалтингом, и стремиться их обогнать. В будущем году я планирую перевести систему оценки PR-активностей на качественный KPI и считать в первую очередь количество публикаций с целевым месседжем. К тому же есть планы провести небольшой кастдев среди клиентов, чтобы понять, произошла ли какая-то перемена в восприятии нашего бренда.
Сложно сказать однозначно, но думаю, нам может хватить года или полутора лет, чтобы с уверенностью заявить, что из агентства мы выросли в консалтеров, потому как чисто функционально мы плавно переходили из одного статуса в другой, что отражается на отношении к нам бизнес-аудитории. Там есть свое сарафанное радио, и, например, в финсекторе мы свою консалтерскую нишу завоевали. И все-таки пиар делает не только пиарщик, но и продавцы, и руководители проектов, и топ-менеджмент. У нас небольшая компания, и не так сложно донести до каждого сотрудника мысль, что все мы идем к одной цели. В AIC работают отзывчивые люди, и каждый заинтересован в успехе проекта другого. Это не просто слова — так реально устроена система в AIC.
Получилось сменить позиционирование или нет, будет понятно тогда, когда моим коллегам станет проще «открывать двери» в офисы потенциальных клиентов, когда деловые медиа начнут обращаться к нам за комментариями по профильным темам (это уже происходит) и когда в соцмедиа AIC перестанут ассоциировать с компанией, которая создает интерфейсы.